@ladyguineev

Евгений Ладыгин

Графика & Технологии. Часть II. Бумага 19.02.2025 16:20

2.1 Плотность и состав бумаги.

2.1.1 Рыхлая бумага с небольшой плотностью.

К таким бумагам относятся большинство крафт-бумаг и картонов из целлюлозы для набросков, в т.ч. отечественный дешёвый Ватман ГОЗНАК для рисунка, который есть в любом магазине. У последнего одна сторона подходит для рисунка карандашом и скетчинга маркером, оборотная же – вообще непригодна для работы.

Для академического рисунка, перовой и пятновой графики можно использовать лишь плотный, качественный Ватман ГОЗНАК, в т.ч. из хлопка, и специализированные бумаги.

Сразу отмечу – все бумаги рыхлого типа совершенно не годятся для рисунка пером! Перо врезается, царапает, рвёт их, линии разбегаются в стороны сеткой капилляров, а границы получаются нечёткими.

При попытке работать кистью акварелью и тушью заливками и пятнами ситуация почти аналогичная. К проблемам добавляется и то, что поверхность у таких бумаг не выдерживает больше 1-2 прокладок, а затем начинает ворситься, вплоть до того, что можно «протереть» дыру.

2.1.2 Тонированные и белые бумаги для пастели и графики из хлопка, переработанной ткани и их смесей с целлюлозой.

Такие бумаги обычно плотные, хорошо проклеены, качественно мелованные. К ним относятся легкодоступные на сетевых маркетплейсах и в торговых сетях для художников бумаги Canson (серии Mi-Teintes), Fabriano (серии Tiziano) и бумаги ряда других производителей.

Бумага Canson (серии Mi-Teintes) – двухсторонняя, для работы можно использовать обе стороны, но поверхность каждой имеет ряд особенностей.

Лицевая сторона имеет бархатистую, немного шершавую поверхность. Её хорошо использовать для работы пастелью, любыми мягкими материалами и простым карандашом. Однако, она вполне подходит для акварели, пятновой графики и для рисунка пером.

Для перовой графики мне нравится использовать оборотную сторону с лёгкой луночной фактурой. Эта сторона немного плотнее, а лунки создают интересную игру света на готовой работе (Рис.1).

Рис.1. Евгений Ладыгин. Николо-Угрешский монастырь. 2001.Тон. бум. (Canson), тушь, перо. 34х48

Рис.1. Евгений Ладыгин. Николо-Угрешский монастырь. 2001.Тон. бум. (Canson), тушь, перо. 34х48

Бумага Fabriano (серии Tiziano) с обеих сторон имеет почти идентичную лёгкую фактуру из лунок-полосок, почти не заметную глазу, но приятную на ощупь. Поверхность более гладкая, чем у бумаги Canson (Рис. 2).

Оба этих сорта бумаги имеют широкий спектр оттенков: белого, чёрного и других цветов (от тёмных и насыщенных, до пастельно-кремовых). Такая палитра помогает найти наиболее подходящую окраску фона для трактовки того или иного сюжета.

Рис. 2. Евгений Ладыгин. Царицыно. Арка в парке. 2003. (Fabriano). Тон.бум., тушь, перо. 36х24

Рис. 2. Евгений Ладыгин. Царицыно. Арка в парке. 2003. (Fabriano). Тон.бум., тушь, перо. 36х24

2.1.3 Белые бумаги для пастели и графики из хлопка, переработанной ткани и их смесей с целлюлозой.

На рынке представлен широкий спектр подобных бумаг. В основном, они позиционируются в качестве бумаги для акварельной живописи, но прекрасно подходят и для графики (за исключением очень рыхлых).

Эти бумаги часто сильно мелованные, поэтому нужно быть готовым к тому, что цвета при высыхании будут изменяться, высветляясь довольно значительно.

Советую предварительно попробовать: как по ним идёт линия, ложатся пятна и насколько меняется цвет. Некоторые действительно подойдут только для акварельной живописи (Рис. 3).

Рис.3. Евгений Ладыгин. Дворец в Царицыно (Красный лес №12). 2024. Тон.бум., тушь, перо. 30х40

Рис.3. Евгений Ладыгин. Дворец в Царицыно (Красный лес №12). 2024. Тон.бум., тушь, перо. 30х40

2.1.3 Дизайнерские бумаги для пастели и графики из хлопка, переработанной ткани и их смесей с целлюлозой, с кэшированием и другими вариантами топинга.

Художнику сегодня доступен огромный выбор дизайнерских бумаг всех оттенков цвета, различных текстур (пятен, дерева и т.п.) и фактур (ткани, яичной скорлупы, рубчиков, измятости и т.п.), в т.ч. с поверхностями особых свойств: металлизированные, перламутровые, софт-тач, плайк и т.п. Большинство этих бумаг подходят для графики. Нужно только попробовать и понять, как они «ведут себя» с графическими инструментами.

Есть с этими бумагами, вернее с их приобретением, одна проблема. На сетевых площадках в розницу многие из них практически не продают. Они всегда в наличии лишь у крупных компаний-поставщиков для типографий, а те не работают с частными лицами. Проблему можно решить, договорившись о закупке с менеджерами небольших полиграфических предприятий (они закупают такую бумагу листами для визитных карточек). Бумага будет немного дороже, но удовольствие от работы – огромное, а спектр возможностей поражает. Я рисовал на всевозможных дизайнерских бумагах, уверяю, заботы стоят того.

Кстати, самая лучшая вержированная хлопковая бумага для графических работ Arches (производства ArgjoWiggins или Conquerror), на которой работали выдающиеся графики и которую очень любил Пабло Пикассо, также доступна сейчас в качестве дизайнерской. Именно эта бумага наилучшим образом подходит для моего авторского стиля «Живопись пером» (Рис. 4).

Рис.4. Евгений Ладыгин. Вязьма вечером.2007.Тон. бум., жидкая акварель, перо. 24х36

Рис.4. Евгений Ладыгин. Вязьма вечером.2007.Тон. бум., жидкая акварель, перо. 24х36

2.2 Бумага как выразительное средство.

Белая бумага – абсолютная классика. Она подойдёт для решения любой задачи. Но цвет бумаги, при использовании тонированных сортов, поможет многим творческим задачам: задать колорит картины, создать настроение, передать образ, соответствующий времени суток или сезону, например.

Совершенно случайно я для себя открыл, что пастельно-зелёная бумага, причём не только холодного оттенка, как нельзя лучше подходит для рисунка зимы (см. Рис.2)! Для этого, конечно, подойдут и белые, и серые, и синие оттенки бумаги. Но и зелёный! Эффект солнечного дня и жаркой погоды отлично передаёт бумага жёлтых и оранжевых оттенков. Высокая контрастность красной бумаги подходит, как ни странно, для передачи любых состояний. При использовании белил она также помогает передать эффект снега. Каждый для себя сам найдёт подходящие сочетания цвета бумаги и туши для трактовки образов. Нужно смело экспериментировать.

Рис.5. Троицкий Костёл во Пскове. 2024. Тон. бум., черная тушь, перо. 35х50

Рис.5. Троицкий Костёл во Пскове. 2024. Тон. бум., черная тушь, перо. 35х50

Очень интересные эффекты получаются за счёт использования текстурированных бумаг. Можно выполнить рисунок по поверхности, напоминающей декоративный камень или дерево, интересно порисовать на текстурах, состоящих из цветных пятен. Это тоже огромное поле для творчества.

Очень красивые эффекты возникают, когда рисуешь на бумагах с перламутровой или металлизированной поверхностью. Блестящая поверхность просматривается сквозь полупрозрачную тушь и жидкую акварель, изменяя их цвета, делая более яркими. Причудливая игра света и тени на зеркальной поверхности также добавляет готовому произведению особый шарм, а при работе корпусной тушью – добавляет ей контраст (Рис.6).

Рис.6. Евгений Ладыгин. Царскосельский мотив №7. 2007. Мет. бум., черная и белая тушь, перо. 36х24

Рис.6. Евгений Ладыгин. Царскосельский мотив №7. 2007. Мет. бум., черная и белая тушь, перо. 36х24

Интересные эффекты получаются при рисунке матовой тушью по глянцевой и гипермелованной фотобумаге. Тушь, высыхая, становится матовой, отличаясь от глянцевого фона, и немного как бы проваливается, въедается в бумагу. В итоге на листе получается особая игра объёмов.

Красивые инверсные работы получаются, когда рисуешь с использованием белой туши по тёмным бумагам, в особенности, по тёмно-синим, тёмно-зелёным, чёрным и т.п. (рис.7).

Рис. 7. Евгений Ладыгин. Дорога к храму. Переславль-Залесский. 2006. Тон. бум., черная и белая тушь, перо. 36х24

Рис. 7. Евгений Ладыгин. Дорога к храму. Переславль-Залесский. 2006. Тон. бум., черная и белая тушь, перо. 36х24

В качестве выразительного средства можно использовать также фактуру бумаги. Конечно, перед работой нужно пробовать. Очень выпуклая фактура бумаги (полоска, крупный рубчик, мятая бумага и т.п.), иногда, может помешать рисунку пером и работе кистью.

Многие пользуются простым (дедовским) способом для обогащения паспарту и багетного оформления за счёт тонированных бумаг. Можно взять самый простой картон для паспарту и как бы кэшировать его, подогнув в край окна клапаны от бумаги. Нужно только воспользоваться техникой из бумажной пластики ­– наметить сгибы, продавив неглубокие линии иголкой от циркуля.

У нас, если мы применим эту технологию в оформлении картины, сразу появляется масса вариантов. И не только в подборе цвета паспарту для интерьера. На подобном паспарту можно продолжить и саму композицию, обогатив её более стилизованным рисунком на широких полях. На самом картоне паспарту, если его цвет вас устраивает, можно тоже выполнять изображение.

Рисуя на паспарту, правда, следует не забывать, что одна из целей его использования – помешать конденсату со стекла размыть тушь и акварель на бумаге, поэтому рисунок на нём может выполняться только несмываемыми сортами туши (шеллачной и акриловой).

2.3 Сочетаемость бумаги и инструментов.

На обычных бумагах, конечно, можно рисовать любыми материалами. Но для некоторых сортов дизайнерских бумаг подходит не всякая тушь, нужно подбирать соответствующую.

Обычная водорастворимая тушь на основе яичного белка и жидкая акварель будет плохо ложиться на металлизированные бумаги и листы, кэшированные пластиком. Иногда даже и вовсе будет конденсироваться в капельки и не держаться на бумаге. Для этих сортов подойдёт несмываемая шеллачная и акриловая тушь.

Не по всякой бумаге можно выполнить рисунок карандашом. Из положения поможет выйти проецирование и печать, о чём я сказал в прошлой статье (Рис.8).

Рис.8. Портрет трубача Г.Гринемайера. 2024. Бум. (фотобумага НР), черная тушь, кисть и перо. 20х30

Рис.8. Портрет трубача Г.Гринемайера. 2024. Бум. (фотобумага НР), черная тушь, кисть и перо. 20х30

По определённым сортам бумаги качественно рисовать сможет также не всякое перо и кисть. Их тоже нужно подбирать. Так, например, по гиперглянцевой фотобумаге нельзя работать острым стальным пером, оно царапает её. Следует применять разработанное перо для каллиграфии или редис. Для работы плотной акриловой и шеллачной тушью не подойдёт беличья кисть, нужно использовать колонок или синтетику.

Вывод прост: всегда нужно пробовать на каждой бумаге все инструменты!

Следующая статья будет посвящена разбору свойств имеющихся на рынке инструментов. Мы поговорим о том, как перья могут помочь в трактовке задуманных образов, в создании чисто графических и почти живописных рисунков, о том, какие перья подойдут для работы какой тушью, жидкой акварелью и т.п. и по какой бумаге.

графика технологии лажыгин


20



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам