Графика & Технологии. Часть V. СОВЕТЫ ПО РИСУНКУ ПЕРОМ РАЗЛИЧНЫХ СЮЖЕТОВ. ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ВОПРОСЫ 19.04.2025 14:36
Образы в графике создаются сродни знакам, в определённой степени символично. В каждом конкретном случае для придания узнаваемости любому объекту, для внятной передачи того или иного состояния подбирается соответствующая текстура, плотность штриха, толщина и пластика линий.
В этой статье обратим внимание на то, каким образом достичь необходимого результата скупыми средствами рисунка пером, если подходить к процессу рисования с аналитической точки зрения.
V.1. РИСУНОК ЛИСТВЕННЫХ ДЕРЕВЬЕВ
V.1.1. СТВОЛ И ВЕТВИ
Приступая к рисунку стволов и ветвей, коры, следует внимательно присмотреться к их текстурам. Для каждой породы деревьев, для стволов и ветвей различного возраста и «судьбы», она характерна своя, а значит нужно найти способ её интерпретации на бумаге. Ниже перечислено, какие методы лучше применять для рисунка этих сюжетов:
- Образы создаем совокупностью зон штриховки и резкими жесткими линиями с наплывом.
- Теневые зоны акцентируем жесткими штрихами с наплывами, используем эффект непосредственного смешивания штрихов и заливок разных оттенков прямо на листе.
- Полутона решаем последовательной многослойной штриховкой различными цветами туши (похоже на лессировку в акварели), можно использовать и осветление белой тушью.
- Обычно, сначала прорабатываем стволы и ветви, лишь затем ведем работу над кроной. Это позволяет избежать размывания нижележащих слоев.
- Образы стволов и ветвей решаем, в основном, несмываемой тушью и ее смесями, а кроны – жидкой акварелью
Евгений Ладыгин. Тула.
V.1.2. ЛИСТВА НА БЛИЖНЕМ ПЛАНЕ
Каждое дерево имеет листья присущей только ему формы. Рисуя их, следует не отходить по возможности от натуры, но не следует вырисовывать каждый листочек. Достаточно изобразить точно пару-тройку самых заметных листочков, остальное можно прорабатывать более обобщенно. Мозг зрителя, «уцепившись» за узнаваемый образ, как компьютерная программа достроит остальное изображения, доделает за художника работу.
- Образы создаем мягкими мазками пером. Работаем с нажимом, с наплывом, плашмя, (уставшими перьями). Эффект, получаемый при этом, близок к мазкам кистью в акварельной живописи, имитация действительности на переднем плане придает большую живость всему, более знаковому рисунку.
- Полутона решаем «лессировкой» – последовательным наложением наплывов или штриховкой различных цветов туши.
- Работу ведём от светлого к темному: сначала светлой тушью или жидкой акварелью, затем более тёмными цветами. На завершающем этапе, иногда, доводим образы контрастными ударами светлой тушью по абрисам, например желто-оранжевой, при имитации закатного настроения. В графике всегда проще добрать тон, чем пытаться его ослабить.
Евгений Ладыгин. Рязанский мотив
V.1.3. КРОНЫ ДЕРЕВЬЕВ НА СРЕДНЕМ И ДАЛЬНЕМ ПЛАНАХ
Как и кора на стволах и ветвях, крона каждой породы дерева имеет довольно узнаваемую общую форму, контур и текстуру, которые и нужно выявить и передать в рисунке. Иногда для этого достаточно нескольких намеков. Непосредственно работу следует вести, придерживаясь простых правил:
- Масса листвы решается последовательным наложением фактурных сложных растров, «плетением» линий, имитирующим текстуру листвы
- Работа ведется от светлого к темному: сначала светлой тушью и жидкой акварелью, затем более темными цветами на завещающем этапе (но не черной)
- На этапе обобщения можно использовать легкую общую штриховку линейным растром, частичный размыв нижниих слоёв при прокладке поверх штриховкой общим основным или другим цветом,
- для усиления или ослабления можно использовать осветление белой тушью, размыв водой, промакивание.
Евгений Ладыгин. Смоленский мотив.
V.2. РИСУНОК ДЕРЕВЬЕВ ХВОЙНЫХ ПОРОД
Подход к рисунку хвойных деревьев нисколько не отличается от лиственных. Точно также следует найти наиболее характерные графические черты, а затем попытаться интерпретировать их в рисунке. Однако, с точки зрения работы пером есть несколько очевидных нюансов:
- Рисунок хвои следует выполнять более жестким, линейным штрихом, чем в рисунке лиственных деревьев, имитируя иголки.
- Эффектно смотрится рисунок хвойных деревьев в зимних пейзажах в технике декоративной графики, когда «колючий» штрих контрастирует с мягкими наплывами снега, исполненными белой тушью.
- Следует с осторожностью использовать элементы размытия для смягчения рисунка кроны хвойных деревьев на среднем и дальнем планах.
Евгений Ладыгин. Замок Карлштейн
V.3. РИСУНОК НЕБА И ОБЛАКОВ
Небо столь же знаково, как и любой другой сюжет в рисунке. Важно понять, что лучше подойдет для каждого состояния:
- Можно использовать цвет фона тонированной бумаги для имитации ясного неба.
Евгений Ладыгин. Европейский мотив
- Можно использовать ровный линейный растр с повышением насыщенности штрихов снизу вверх.
Евгений Ладыгин. Юрьев-Польский Михайло-Архангельский монастырь
- В решении облаков можно использовать как линейный растр, так и работу штрихом по форме. В декоративной графике – работать наплывами белой туши и проскребанием.
Евгений Ладыгин. Вечер над Которослью. Ярославль
V.4. ТРАВЯНОЙ ПОКРОВ
Чтобы убедительно нарисовать траву следует также проанализировать для начала графику её наиболее узнаваемых форм и линий, т.е. также подобрать текстуру для имитации на бумаге
- Траву трактуем чередованием светлых и темных динамических линий с наплывами.
- Акцентируем зоны теней ударами темной тушью линиями с наплывом.
- На ближнем плане листву, естественно, изображаем, вырисовывая детали, а в удалении всё более упрощенно, вплоть до легких штрихов, волнистых и кривых линий, намеками или массами наклонной или горизонтальной штриховки.
Евгений Ладыгин. Панорама Александровского кремля (фрагмент)
V.5. ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ
Для убедительного рисунка поверхности земли следует учитывать ее формообразующие рельефные составляющие, имитировать их текстуру.
- При рисунке камней и скал следует использовать штрих по форме, для придания живописности можно использовать многослойные растры, форму подчеркнуть наплывами.
- Асфальт передаём ровным линейным растром,
- Акцентируем неровности линиями с наплывом.
Евгений Ладыгин. Вид на стрелку Васильевского острова (СПб).
V.6. ШТУКАТУРКА И КАМЕННАЯ КЛАДКА
Для передачи материальности этих поверхностей следует выявить и имитировать их текстуру фактурными растрами. Например: монотонная сено-солома подойдёт для штукатурки, растр – кирпичу. Для имитации каменной кладки можно просто повторить на бумаге её текстуру, это придаст рисунку узнаваемость. Конечно, не следует доходить до абсурда с пересчетом кирпичиков, абсолютно соблюдая точность, ведь творческая работа не чертёж.
Можно использовать набрызг, акцентировать отдельные части жесткими ударами с наплывами, а обобщать рисунок можно обыкновенной ровной штриховкой.
Евгений Ладыгин. Рогачёво (фрагмент)
V.7. ДОСЧАТАЯ ПОВЕРХНОСТЬ
Для передачи материальности в рисунке досок следует выявить и имитировать текстуру конкретной породы дерева. Делаем это тёмной, желательно несмываемой, тушью.
- Поверх прорисованной текстуры можно положить линейный растр или тонировать последовательными слоями штриховки, залить линиями, работая пером плашмя.
- Можно использовать выбеление и процарапывание
Евгений Ладыгин. Панорама Александровского кремля (фрагмент)
V.8. СНЕЖНЫЙ ПОКРОВ
Цветной графике присуща знаковость, отражающаяся и на имитации таких пластичных фактур, как снег
- Следует максимально использовать светлые поверхности бумаги в монохромной и цветной графике, используя штриховку только в областях теней. В декоративных работах на тонированной бумаге снег можно прямо рисовать белой тушью.
- Можно использовать возможности впитывания пигмента бумагой и лессировочные свойства белой туши. Интересные эффекты для трактовки теневых зон снежного покрова получаются при использовании техники сграффито (в данном контексте – процарапывание пером).
- Для изображения падающего снега можно использовать набрызг.
Евгений Ладыгин. Маринкина башня. Коломна
V.9. ВОДА И ОТРАЖЕНИЕ В ВОДЕ
Вода изображается, как правило, на ближнем плане более четкими, повторяющими волны линиями с наплывами, а дальше – горизонтальным линейным и волнообразным растром (в особенности на дальних планах), светотень решается штриховкой по форме волн.
Отражение в воде легче всего передать с помощью прямого вертикального штриха, контрастирующего с горизонтальной штриховкой самой поверхности.
Блики на воде можно выполнять белилами (в особенности в декоративной графике).
Евгений Ладыгин. Река Колокша
V.10. ТОНИРОВАНИЕ И СОСТАРИВАНИЕ
Для решения тех или иных творческих задач периодически возникает необходимость искусственного состаривания графических работ. Для этого применяют ряд отработанных методов:
- Для имитации «потертости» можно протереть картину жестким ластиком или наждачной бумагой.
- Для имитации «загрязнения» и «выцветания»:
- можно натереть лист грязью, сангиной, углем, пастелью или даже пылью из пылесоса;
- эффект «засиженности мухами» передается набрызгом столярной морилкой или шеллачной тушью коричневых оттенков;
- заранее тонировать лист чаем, выполнить отмывку (тушью или акварелью);
- положить лист под прямые солнечные лучи (тонированная бумага и рисунок на ней выгорают на палящем солнцепёке за несколько дней).
- Возможны экстремальные эффекты:
- «обугливание», например зажигалкой;
- «подпаливание» - долгой глажкой горячим утюгом;
- «засаливание» - маслами;
- «прожигание» - кислотой, сигаретой;
- размытие рисунка отпаривателем (можно и плеснуть на лист водой, но результат будет совсем непредсказуем).
ВНИМАНИЕ! Все экстремальные эффекты допустимо применять – только после завершения рисунка, иначе дальнейшая работа тушью на поверхности «состаренной» бумаги может оказаться невозможной.
графика рисунок пером

Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам